ИЗУЧЕНИЕ РАЙОНА ПОЛЕТОВ

Высокое качество самолетовождения и его безопасность невоз­можны без хорошего знания летным составом района полетов (бое­вых действий). Поэтому по прибытии на новое место службы или после перебазирования на новый аэродром летчики и штурманы изучают район полетов, порядок восстановления ориентировки и применения средств радиотехнического обеспечения (РТО) поле­тов. Перед допуском к полетам летчики и штурманы обязаны сдать зачет по знанию района полетов. ■

Районом полетов называется участок земной поверхности, над которым производятся полеты по задачам учебно-боевой под­готовки (боевым заданиям). Район полетов для данного аэродрома базирования ограничивается радиусом действия самолета.

Изучение района полетов с летным составом организует стар­ший штурман части или штурман подразделения.

В результате изучения района полетов штурманы должны знать:

— общую физико-географическую характеристику района;

— основные и запасные аэродромы (их расположение, средства РТО, схемы построения маневра снижения и захода на посадку);

— расположение линии фронта (государственной границы);

— порядок восстановления ориентировки;

— вероятные цели в районе боевых действий и способы их об­наружения и опознавания;

— местоположение и характеристику полигонов (площадок де­сантирования) ;

— аэродромную сеть и систему ПВО противника;

—* местоположение, частоты, позывные, характер и время ра­боты средств РТО района полетов, их рабочие области и возмож­ную точность навигационных определений с помощью этих средств;

— рельеф местности и основные высоты;

—• характерные визуальные и радиолокационные ориентиры;

—* местоположение искусственных препятствий высотой 50 м и более;

—■ магнитные склонения и магнитные аномалии;

— расположение воздушных трасс, местных воздушных линий и зон с особым режимом полетов;

— климатические и метеорологические особенности района.

Кроме того, летный состав должен уметь безошибочно опозна­вать свой аэродром в любых условиях погоды с любой высоты и любого направления, хорошо знать инструкцию по производству полетов Ha’своем аэродроме.

Район полетов изучается с помощью карт различных масшта­бов, аэролоций, аэронавигационных описаний, фотоснимков и ра­диолокационных изображений местности, рабочей карты старшего штурмана, инструкций по производству полетов.

Наилучшего запоминания линейных и площадных ориентиров можно добиться многократным вычерчиванием их на бумаге. Для представления действительной конфигурации ориентиров необхо­димо кроме карты использовать фотоснимки, радиолокационные изображения местности и сведения, полученные от экипажей, ле­тавших в этом районе.

Качество запоминания ориентиров можно контролировать как самостоятельно, так и в группе (по немой карте, вычерчиванием на память схем ориентиров по отдельным направлениям или сек­торам).

Изучение района полетов, как правило, завершается его обле­том на учебно-штурманском или учебно-боевом самолете.

Проверка знания летным составом основных линейных и пло­щадных ориентиров района полетов осуществляется в строевых частях один раз в каждом учебном году.

При подготовке к полетам на малых и предельно малых высо­тах летчики и штурманы вычерчивают на бумаге расположение линейных и площадных ориентиров в полосе маршрута в пределах 20 км и в радиусе 30 км от цели.

Рассмотрим содержание документов, используемых для изуче­ния района полетов.

Для ознакомления с районом аэродрома указываются:

— расположение аэродрома относительно ближайшего круп­ного населенного пункта, географические координаты центра аэро­дрома (центра взлетно-посадочной полосы (ВПП) при одной ВПП и контрольной точки аэродрома (КТА) при нескольких ВПП);

— границы района аэродрома;

— тип покрытия, размеры и направление (магнитный курс) посадки каждой ВПП; местоположение и размеры запасной поса­дочной полосы; высоту КТА и высоту порогов (торцов) ВПП отно­сительно уровня моря;

— характеристику района аэродрома, естественные и искус-, ственные препятствия на подходах и в районе аэродрома, их мар* кировку, высоты и местоположение (азимут, удаление) относи­тельно КТА;

«=» расположение аэродромных зон;

— воздушные коридоры (маршруты) и нижний безопасный эшелон для входа в район аэродрома и выхода из него;

— воздушные трассы и местные воздушные линии, проходящие вблизи района аэродрома и пересекающие его;

— ближайшие аэродромы и площадки, пригодные для выну­жденных посадок, с указанием магнитных путевых углов (МПУ) и расстояний до них;

— средства связи и РТО полетов, их тип, расположение, поря­док использования и возможности по результатам облета (зоны видимости по высотам полета);

> — минимум погоды аэродрома для взлета и посадки различ­ных типов самолетов (для каждого направления ВПП);

— данные запасных аэродромов (местоположение, размеры и направления ВПП, препятствия в районе аэродрома, средства связи и РТО полетов, схемы захода на посадку);

— маршрут, высоту и порядок полетов по кругу;

— высоту перехода — высоту, установленную в районе аэродрома, на которой и ниже ее высота полета самолета выдер­живается по высотомеру, установленному на атмосферное давление на уровне ВПП;

— эшелон перехода — нижний эшелон, расположенный над высотой перехода; на этом эшелоне барометрические высото­меры самолета устанавливаются на атмосферное давление на уровне ВПП аэродрома посадки; эшелон перехода устанавливается выше высоты перехода (высоты полета по кругу) на 300 м и более;

— минимальную безопасную истинную высоту;

-— порядок ухода в аэродромные зоны, на полигон, площадки десантирования, маршруты и порядок выхода на аэродром в про­стых и сложных метеорологических условиях;

— маневр для набора высоты и выхода на воздушные трассы;

— порядок снижения (пробивания облаков)’ в районе аэро­дрома и маневр захода на посадку по приборам;

— порядок полетов на малых и предельно малых высотах;

— порядок восстановления ориентировки в районе аэродрома.

Излагаются основные положения по выполнению полетов и

управлению ими, а также порядок метеорологического обеспече­ния полетов и орнитологическая обстановка.

Прилагаются карты крупного масштаба с нанесенными на ших данными, характеризующими воздушную, навигационную и наземную обстановку в районе аэродрома, кроки аэродромов, необходимые схемы, таблицы и другие справочные документы и материалы.

Аэронавигационные описания составлены для отдельных райо­нов земного шара и содержат сведения о рельефе, растительности, озерах, реках, населенных пунктах и дорожной сети этих районов. В них излагается метеорологическая и аэронавигационная харак­теристика районов, дается описание аэродромной Сети, а также ряд справочных данных (радиотехнические средства, метеорологиче­ские таблицы и т. д.).

Бортовые аэролоции имеют то же содержание, что и аэронави­гационные описания, но составлены на отдельные воздушные трассы.