ИЗУЧЕНИЕ РАЙОНА ПОЛЕТОВ
Высокое качество самолетовождения и его безопасность невозможны без хорошего знания летным составом района полетов (боевых действий). Поэтому по прибытии на новое место службы или после перебазирования на новый аэродром летчики и штурманы изучают район полетов, порядок восстановления ориентировки и применения средств радиотехнического обеспечения (РТО) полетов. Перед допуском к полетам летчики и штурманы обязаны сдать зачет по знанию района полетов. ■
Районом полетов называется участок земной поверхности, над которым производятся полеты по задачам учебно-боевой подготовки (боевым заданиям). Район полетов для данного аэродрома базирования ограничивается радиусом действия самолета.
Изучение района полетов с летным составом организует старший штурман части или штурман подразделения.
В результате изучения района полетов штурманы должны знать:
— общую физико-географическую характеристику района;
— основные и запасные аэродромы (их расположение, средства РТО, схемы построения маневра снижения и захода на посадку);
— расположение линии фронта (государственной границы);
— порядок восстановления ориентировки;
— вероятные цели в районе боевых действий и способы их обнаружения и опознавания;
— местоположение и характеристику полигонов (площадок десантирования) ;
— аэродромную сеть и систему ПВО противника;
—* местоположение, частоты, позывные, характер и время работы средств РТО района полетов, их рабочие области и возможную точность навигационных определений с помощью этих средств;
— рельеф местности и основные высоты;
—• характерные визуальные и радиолокационные ориентиры;
—* местоположение искусственных препятствий высотой 50 м и более;
—■ магнитные склонения и магнитные аномалии;
— расположение воздушных трасс, местных воздушных линий и зон с особым режимом полетов;
— климатические и метеорологические особенности района.
Кроме того, летный состав должен уметь безошибочно опознавать свой аэродром в любых условиях погоды с любой высоты и любого направления, хорошо знать инструкцию по производству полетов Ha’своем аэродроме.
Район полетов изучается с помощью карт различных масштабов, аэролоций, аэронавигационных описаний, фотоснимков и радиолокационных изображений местности, рабочей карты старшего штурмана, инструкций по производству полетов.
Наилучшего запоминания линейных и площадных ориентиров можно добиться многократным вычерчиванием их на бумаге. Для представления действительной конфигурации ориентиров необходимо кроме карты использовать фотоснимки, радиолокационные изображения местности и сведения, полученные от экипажей, летавших в этом районе.
Качество запоминания ориентиров можно контролировать как самостоятельно, так и в группе (по немой карте, вычерчиванием на память схем ориентиров по отдельным направлениям или секторам).
Изучение района полетов, как правило, завершается его облетом на учебно-штурманском или учебно-боевом самолете.
Проверка знания летным составом основных линейных и площадных ориентиров района полетов осуществляется в строевых частях один раз в каждом учебном году.
При подготовке к полетам на малых и предельно малых высотах летчики и штурманы вычерчивают на бумаге расположение линейных и площадных ориентиров в полосе маршрута в пределах 20 км и в радиусе 30 км от цели.
Рассмотрим содержание документов, используемых для изучения района полетов.
Для ознакомления с районом аэродрома указываются:
— расположение аэродрома относительно ближайшего крупного населенного пункта, географические координаты центра аэродрома (центра взлетно-посадочной полосы (ВПП) при одной ВПП и контрольной точки аэродрома (КТА) при нескольких ВПП);
— границы района аэродрома;
— тип покрытия, размеры и направление (магнитный курс) посадки каждой ВПП; местоположение и размеры запасной посадочной полосы; высоту КТА и высоту порогов (торцов) ВПП относительно уровня моря;
— характеристику района аэродрома, естественные и искус-, ственные препятствия на подходах и в районе аэродрома, их мар* кировку, высоты и местоположение (азимут, удаление) относительно КТА;
«=» расположение аэродромных зон;
— воздушные коридоры (маршруты) и нижний безопасный эшелон для входа в район аэродрома и выхода из него;
— воздушные трассы и местные воздушные линии, проходящие вблизи района аэродрома и пересекающие его;
— ближайшие аэродромы и площадки, пригодные для вынужденных посадок, с указанием магнитных путевых углов (МПУ) и расстояний до них;
— средства связи и РТО полетов, их тип, расположение, порядок использования и возможности по результатам облета (зоны видимости по высотам полета);
> — минимум погоды аэродрома для взлета и посадки различных типов самолетов (для каждого направления ВПП);
— данные запасных аэродромов (местоположение, размеры и направления ВПП, препятствия в районе аэродрома, средства связи и РТО полетов, схемы захода на посадку);
— маршрут, высоту и порядок полетов по кругу;
— высоту перехода — высоту, установленную в районе аэродрома, на которой и ниже ее высота полета самолета выдерживается по высотомеру, установленному на атмосферное давление на уровне ВПП;
— эшелон перехода — нижний эшелон, расположенный над высотой перехода; на этом эшелоне барометрические высотомеры самолета устанавливаются на атмосферное давление на уровне ВПП аэродрома посадки; эшелон перехода устанавливается выше высоты перехода (высоты полета по кругу) на 300 м и более;
— минимальную безопасную истинную высоту;
-— порядок ухода в аэродромные зоны, на полигон, площадки десантирования, маршруты и порядок выхода на аэродром в простых и сложных метеорологических условиях;
— маневр для набора высоты и выхода на воздушные трассы;
— порядок снижения (пробивания облаков)’ в районе аэродрома и маневр захода на посадку по приборам;
— порядок полетов на малых и предельно малых высотах;
— порядок восстановления ориентировки в районе аэродрома.
Излагаются основные положения по выполнению полетов и
управлению ими, а также порядок метеорологического обеспечения полетов и орнитологическая обстановка.
Прилагаются карты крупного масштаба с нанесенными на ших данными, характеризующими воздушную, навигационную и наземную обстановку в районе аэродрома, кроки аэродромов, необходимые схемы, таблицы и другие справочные документы и материалы.
Аэронавигационные описания составлены для отдельных районов земного шара и содержат сведения о рельефе, растительности, озерах, реках, населенных пунктах и дорожной сети этих районов. В них излагается метеорологическая и аэронавигационная характеристика районов, дается описание аэродромной Сети, а также ряд справочных данных (радиотехнические средства, метеорологические таблицы и т. д.).
Бортовые аэролоции имеют то же содержание, что и аэронавигационные описания, но составлены на отдельные воздушные трассы.